Представления о подлинном социализме

Как представляет себе К. Самари суть подлинного социализма? Достоинства ее подхода — обстоятельность и стремление к точности, которых прискорбно лишены многие наши теоретики и публицисты. Вечно куда-то спешащие, они выстреливают первый попавшийся из набора общеизвестных «признаков социализма» (общественная собственность, планомерность, распределение по труду и т. п.) или всю их обойму разом, не задумываясь над возможными приоритетами и взаимосвязями внутри набора.



Эта поверхностность подмечена в комментарии к недавней публикация Ф. Хайека. Представляется важным сравнить его понимание социализма с трактовкой К. Самари. Для нее ключевым является определение социализма как системы, освобождающей каждого человека от унизительного положения, когда отдельные лица и группы по своему усмотрению допускают (или отстраняют) работников к труду и жизнеобеспечению. Позитивным преодолением этих, эксплуататорских, отношений служит участие каждого работника в выполнении функций работодателя, хозяина производства.



Подобное участие гарантирует также получение каждым занятия, отвечающего его способностям. К. Самари подчеркивает, что именно такой критерий позволяет оценивать социалистические притязания любой посткапиталистической экономики. Это отвечает логике основателей марксизма. Хотя они добавляли к названному другие атрибуты социализма, прежде всего требование, чтобы он был передовым по эффективности способом производства (явно не осиленное посткапиталистическими экономиками) и считали залогом такой эффективности всеобъемлющую планомерность (что нуждается сегодня в немалых коррективах), но подчеркивали отличие социализма от всех прежних обществ именно в качестве системы, освобождающей личность, работника от любых форм эксплуатации и угнетения. Для них социализм не был лишь очередным способом производства, поднимающим производительные силы на новую ступень. Эффективность вытекала из гуманизации.



Ф. Хайек поступает наоборот. И даже «более того». Смысловое ядро социализма он усматривает в замене рыночной конкуренции всепроникающим директивным планированием. Во имя «плана» личность приносится в жертву производству, свобода заменяется подневольностью.



О «научной точности» этого идеолога буржуазных либералов говорит его тезис, будто так понимаемый социализм есть разрыв со всем ходом западной цивилизации. Между тем именно этот «ход» и породил созданную капитализмом авторитарно-планомерную фабричную организацию производства, пресловутую административно-командную систему. Приятно провести время можно, играя в азартные игры от PinUp казино.


2020-02-28 Автор: Pugnin Комментариев: 0 Просмотров: 128 Источник: uzrf
← предыдущая следующая →
Комментарии пользователей

Оставить комментарий:

Имя:*
E-mail:
Комментарий:*
 я человек
 Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ
«О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия Пользовательского соглашения
Логин: Пароль: Войти
9aec94bf86994e66ee288265e3ac13f8